Интересные факты

«КУЛАЧНЫЙ БОЙ – ДУШЕ РАЗГУЛ». ИСТОРИЯ КУЛАЧНОГО БОЯ НА РУСИ

Кула́чный бо́й (также кулачки́навкулачки́бойови́ще, <кула́чнаябо́йка) — древняя потеха, увеселение. Уже во времена Гомера был популярен в Древней Греции, а с 688 до н. э. кулачный бой был включён в соревнования античных Олимпийских игр. Существует на Руси с глубокой древности. Бои проводились обычно с Масленицы до Троицы, реже с Коляды до Петрова дня.

Русский человек всегда не прочь помахать руками за правое дело или ради забавы. Так уж повелось ещё издревле, и благодарить за это мы должны наших предков. Первое упоминание о таком явлении, как кулачный бой появилось ещё в XI веке. Записи были сделаны Нестором летописцем в «Повести временных лет». Тем временам сопутствовали постоянные войны и набеги. Редкий год выдавался спокойным и некровопролитным. Во время нападения вражеских сил слободы и губернии оставались один на один с врагом. Мужики выходили за ворота и принимали на себя удар, поэтому так важно было иметь хоть какую-то подготовку. Со временем она стала обязательной для всех представителей мужского пола. В специальных лагерях с самого детства мальчишки путём различных активных игр нарабатывали навыки самообороны. Одними из традиционных на тот момент были: «царь горы» и «кучемала». Эти игры вырабатывали в детях решительность, волю и физические качества. Когда же мальчишки подрастали, то переходили к более серьёзным занятиям – кулачным и палочным боям, где было гораздо больше рукоприкладства и травм. Там юноши уже набирались серьёзного опыта. Русская армия, в свою очередь, владела кулачным боем практически в совершенстве, тогда как в Европе эта практика только начинала набирать обороты. Именно благодаря этому русские разбили шведов под Полтавой, заставив вражеские войска обратиться в бегство. Шведы в той битве потеряли в 6 раз больше солдат и потерпели разгромное поражение.

Со временем кулачный бой стал не только необходимостью, но и развесёлой забавой, устраиваемой на различные славянские праздники. Ни одно Рождество и ни одна масленица не проходила без «кулачков». Многие очевидцы утверждали, что в этих сражениях могло участвовать до 500 человек. Кулачные бои, или, как их называли в народе «кулачки», имели несколько разновидностей, основной из которых была «стенка». В этой забаве обычно участвовали соседние улицы, деревни или слободы. Суть заключалась в том, что две живые стенки сходились в оговорённом месте в рукопашном сражении. Целью каждой из них было разорвать цепь противника и обратить его в бегство, или хотя бы заставить отступать. В таких игрищах были чёткие правила, которые передавались из поколения в поколение и всегда строго соблюдались. За нарушение правил виновный жестоко карался самими бойцами, которые свято хранили и почитали традиции «кулачков». Бой проводился голыми руками или в рукавицах. В рукавицы нельзя было ничего подкладывать. Так же нельзя было ничего зажимать в руке для усиления удара. Запрещалось бить лежачих и присевших, хватать за одежду и делать подножки. Так же нельзя было бить ногами в голову и добивать соперника. Первыми стенкой на стенку шли дети, за ними неженатые молодые люди, а дальше уже тяжёлая артиллерия – взрослые. У каждой стенки был свой атаман, который поднимал боевой дух бойцов. Так же существовало множество тактик, направленных на разрыв цепи противника. Среди прочих, в составе каждой команды были так называемые бойцы надежды, которые обладали навыками, позволявшими вести бой сразу с несколькими соперниками. Эти бойцы посылались в места с наименее укреплённой обороной, чтобы разрознить стенку. Однако и против таких искусных бойцов придумывали способы противодействия.

Ещё одним видом «кулачков» был поединок, который назывался «сам на сам». Такие мероприятия могли проводиться, как с предварительной подготовкой, так и стихийно. В «сам на сам» участвовало два бойца, которые дрались исключительно на кулаках, без применения какого-либо оружия. Бить лежачего запрещалось, а так же нельзя было добивать соперника с кровотечением. Бывали случаи, когда такие бои случались не только ради забавы, но и с целью доказательства правоты ответчиком в суде. Однако такая практика просуществовала недолго.