Психологическое обеспечение тренировок и соревнований

Основу спортивной деятельности составляют две взаимосвязанные стороны: тренировки и соревнования. Поэтому термин «психологическое обеспечение спортивной деятельности» относится в основном к тем психологическим основам, которые связаны с осуществлением тренировок и соревнований. Спортивная деятельность, как и любая другая, требует психологического обеспечения. Суть его состоит в том, чтобы обеспечить развитие и совершенствование нервно-психических механизмов, регулирующих движения, переживания и поведение. Таким образом, психологическое обеспечение спортивной деятельности – это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем, которые регулируют психическую функцию организма и поведение спортсмена, решая при этом задачи тренировки и соревнований.

Отличительные особенности общей психологической подготовки в том, что она включена в другие виды подготовки (физическую, техникотактическую и др.) и практически не имеет собственных средств, хотя имеет свои цели и задачи.

Цель общей психологической подготовки — повышение потенциальных возможностей данного спортсмена или данной спортивной группы в сфере психики для обеспечения эффективной спортивной деятельности. Практически любое педагогическое средство в той или иной мере способствует достижению цели общей психологической подготовки. Специфика общей психологической подготовки заключается в том, что все педагогические средства и методы могут быть определенным образом “психологизированы” с учетом тех закономерностей, которые являются прерогативой психологии. О специальных методах общей психологической подготовки можно говорить только в тех случаях, когда возникает необходимость предупредить или (если этого не удалось сделать) снизить перенапряжение психофизиологических функций, которое возникает как следствие чрезмерных физических и психических нагрузок.

Однако при всей “вторичности” общей психологической подготовки, включенной в различные виды тренировочной деятельности, можно выделить некоторые частные ее задачи. Они решаются путем применения относительно самостоятельных психолого-педагогических средств, среди которых можно назвать следующие (Родионов, 1982):

  • создание полноценного психологического климата в команде (при решении таких вопросов, как расселение спортсменов на тренировочных сборах, подбор мероприятий, связанных с культурным отдыхом, оказание помощи спортсменам в повышении уровня их образованности). В этом вопросе психологу должны принадлежать ключевые позиции;
  • совершенствование специальной подготовленности путем работы на тренажерах (конструкции большинства тренажеров определяются многими психологическими требованиями: видом предъявляемой информации, способами ее кодирования и т. д. Поэтому разработка таких тренажеров осуществляется при прямом участии психологов);
  • оптимизация психических состояний спортсменов в тренировке (здесь речь идет не только о различных вариантах аутогенной регуляции, но и о таких дополнительных психорегулирующих воздействиях, как изменение цветовой гаммы и освещения мест тренировки, применение музыки, цветомузыки и видеомагнитофонных записей, использование различных плакатов, призывов и др.).

Специальная психологическая подготовка в отличие от общей подготовки распределена во времени. В принципе, можно обозначить начало и конец специальных воздействий на психику спортсмена в периоды до соревнований, во время и после них. Это, естественно, не исключает тех, практически постоянных, воздействий, которые связаны с обстановочными раздражителями, а также спонтанными второсигнальными раздражителями, поступающими от окружающих лиц (врачей, администраторов, родственников спортсмена).